Комментируя недавнее появление бюстов возле арки 200-летия, кандидат искусствоведческих наук, действительный член Крымской академии наук, профессор Анатолий Иванович Коваленко дал оценку общей ситуации и тенденциях в мемориальном искусстве Севастополя.
Я уже давно в большом трауре по городу-герою Севастополю. Этими днями я заканчиваю книгу «Монументальная и парковая скульптура Севастополя». Севастополь всегда славился некачественной продукцией в области искусства. Военный город никогда не имел профессиональных архитекторов или художников, особенно в области как монументального, так и мемориального искусства.
Стеллу или обелиск поставить — это всегда пожалуйста. Тут много ума не надо. А, вот, выполнить высокохудожественную скульптурную композицию — здесь сразу возникает дефицит таланта и денег. В советское время был художник-самородок — это Станислав Чиж, да и тот иногда лепил уродцев. Чего, например, памятник А. И. Куприну в Балаклаве стоит… А возьмите стелу с фигурой Георгия-Победоносца в парке Победы (автор Вячеслав Клыков), распятого Андрея-Первозванного на Фиоленте, памятник Петру Сагайдачному в Омеге и др. Вот, и сейчас, привезли бюсты «неизвестных авторов». Видимо такому ширпотребу в России места не нашлось, а для Севастополя сгодится…
Мне стыдно за наше руководство в администрации. Они, что не знают (а может сознательно «не знают»), что в Севастополе живут профессиональные историки и искусствоведы, которые могли бы дать весьма квалифицированную художественно-эстетическую и идеологическую оценку произведению. Впрочем, в театральном искусстве так же беда — непрофессионализм и дутые «Заслуженные» актеры. На спектакли севастопольского театра или театральной труппы Матросского клуба стыдно ходить. Провициализм и бесталанность в высшей степени…
Та же проблема с архитектурой города: до 1954 года в городе еще была стилевая направленность в архитектуре. С приходом на должность главного архитектора города А. И. Баглея город словно подменили. Это ему Севастополь обязан безликими хрущевками и не менее бездарными проспектами. Сегодня в архитектуре беда пострашнее — все строят кто во что горазд и нет дела до этого ни архитектурному управлению, ни горожанам, ни администрации…
А реклама… Мне стыдно и больно смотреть на город и на людей, допустивших такое безобразие. Обклеили город бумажными портянками, от которых идет смрад и обман. Я уже не говорю об общей культуре поведения людей. Для них бросить на обочину бутылку из под пива, целлофановый пакет или бумажку от мороженого… Почему у нас в городе нет полиции нравов? Кто и когда будет исправлять души людей?…
Деградация искусства и архитектуры начинается от культуры людей. Поэтому и стыдно за людей, город и его руководство…
Чем Куприн не понравился?
тоже присоеинясь к вопросу про куприна, он, конечно, несуразный (пропорции не соблюдены), но….
Да это просто мнение коваленко.
Сагайдчного убрали.
Куприн, кстати, должен был быть совсем не таким( Я общалась со скульптором-автором памятника Константином Цихиевым и видела эскиз — он совсем не такой, там все пропорции соблюдены!