Памятники живые и мертвые04.06.2015, 15:40 |
Скорбить нельзя порадоваться. О том, как неправильное отношение к памятникам отравляет городскую среду. Многие памятники Севастополя — мертвые. Большую часть времени возле них нет ни души.
Иногда кажется, что кто-то недавно умер и похоронен рядом.
Доходит до того, что даже табличка, висящая на стене, может обрасти десятком венков.
Мертвые памятники убивают городскую среду вокруг себя. Общественные пространства и зеленые зоны становятся жуткими некрополями.
А вот как выглядят живые памятники.
В развитых странах понимают, что самое главное в городе — это люди, и что пространства городов созданы для жизни. Если это оживленное место, то о появлении здесь траурного объекта не может быть и речи. Более того, к памятнику относятся не как к священной корове, а как к рядовому городскому объекту и даже как к уличной мебели, что абсолютно нормально.
Кто путешествовал, наверняка обращал внимание, что большинство памятников в людных местах специально делаются такими, чтобы на них можно было присесть.
Если это религиозный или исторический объект, имеющий высокую ценность, это не повод закрывать его от людей.
Чтобы читатель понял, насколько это обычная вещь, посмотрим еще на несколько примеров.
Нет ничего лучше взаимодействия людей и объектов.
Назвать такие памятники островками жизни не будет преувеличением.
А все ли монументы так открыты? Нет. Этим процессом управляют, здесь важную роль играет место, форма и дизайн. Если памятник несет трагический смысл, то это может быть и арт-объект.
Если он непосредственно в городской среде, то следят и за тем, чтобы не вносить траур в повседневную жизнь горожан. Для этого такие монументы ставят в не сильно проходных, но видимых местах. Прекрасное решение — использовать островки безопасности.
Можете ли вы представить, что памятник Потемкину в Севастополе поставили на островок безопасности?
Как можно, когда вокруг столько торжества и пафоса?
Поэтому у нас такое не пройдет.
Еще раз о том, как это работает.
А это памятник женщинам-фронтовичкам в Севастополе. Своей убогостью и трауром он отравляет парк Курсантов.
Мы не умеем управлять эмоциональной функцией памятников и выбирать для них подходящие места. Не знаем меры и в количестве монументов. Сами памятники не являются ни произведениями искусства, ни шедеврами дизайна. Все это влияет на людей, а мы потом не можем понять, почему иногда от «военно-патриотического воспитания детей» многих из них тошнит. P.S. Сколько живых памятников в Севастополе вы знаете? |
Полностью согласен с автором. Недавно был разговор на эту тему, по поводу памятника между зданием ФСБ и к/т «Украина»…
О нем, кстати, здесь упоминалось.
Пора рассмотреть на законодательном уровне вопрос о вопиющей необходимости создания музея города, где можно будет собрать всю имеющуюся информацию о достойных отдельного упоминания лиц из истории города, своего рода книга памяти. Можно сделать несколько «книг» по эпохам, лучше даже будет сделать виртуальный музей с электронным каталогом. Думаю, Русскому военно-историческому обществу в г.Севастополь такая задача под силу. Все монументы, в т.ч. нелепые и уродливые, предлагаю перенести туда же — на просторы электронного музея, где им и место.
Не имею целью оскорбить чьи либо чувства, имею желание обратить внимание скорбящих на чувства окружающих. Всему есть место под солнцем, но оно должно иметь свои границы.
С уважением.
>>P.S. Сколько живых памятников в Севастополе вы знаете?
Памятник Ленину, он же «Горка» — место пьянок и социализации молодёжи. Место, безусловно, живое. Считать ли здоровым такое городское пространство — другой очень сложный вопрос.
От этого памятника не веет трауром, и он не налагает ограничения на окружающее пространство. Это значит, что он живой. А проблема здесь именно в том, что это «место пьянок».
При проектировании памятника нужно определиться, будет он взаимодействовать с людьми или нет. Если да, то как. Если это не нужно, то дизайн должен исключать возможность комфортно приютить несколько человек.
Авторы с одной стороны не желали, чтобы памятник кто-то обжил, а с другой именно его сделали самым удобным местом для «посиделок» молодежи.