Архив одного старого блога

Изготовим пластиковые окна в Севастополе по цене производителя.

Контактная сеть троллейбуса

(По материалам Ильи Варламова и Максима Каца).

Сегодня будем говорить про троллейбус. «Но троллейбус это же так неудобно!» — скажете вы. Он медленный, ему мешают припаркованные третьим рядом машины, он тормозит непонятно где… почему бы просто не закупить побольше автобусов и не спилить эти адские провода?

Все эти претензии совершенно обоснованны, но виноват в них не троллейбус, а мэрия (прим. degrad.ru — мэрия Москвы), которая вместо того, чтобы своевременно обновлять инфраструктуру и поддерживать её в современном состоянии, совершенно забила на обновления. В результате контактная сеть сейчас эквивалентна просёлочной дороге, это соответствующим образом влияет на скорость проезда и потери энергии. Если в таком состоянии сравнивать систему с новыми автобусами, которые ездят по хорошим дорогам, то она, конечно, проиграет.

А вообще нормальный троллейбус ездит так же быстро как автомобили и разгоняется быстрее автобуса. Вот посмотрите, например, как работает троллейбус в Цюрихе

В Цюрихе я первый раз увидел хорошую троллейбусную систему. И так удивился, что целый день там катался :) Очень необычно ездить в троллейбусе, который нигде кроме остановок не тормозит, ходит почти бесшумно, по размеру длиннющий и при этом вписывается в крутые повороты узких улочек

троллейбус

Чем же вообще троллейбус хорош?

  1. На средних пассажиропотоках он экономически выгоднее автобуса. Это связано в первую очередь с тем, что из-за электродвигателя его намного проще и дешевле ремонтировать. Ещё он намного экономичнее: умеет накапливать энергию при торможении, вообще не расходует энергию стоя и имеет больший КПД двигателя. В сумме эксплуатация троллейбуса в подходящих ему условиях и с хорошей контактной сетью дешевле на ~30%
  2. Он комфортнее. Двигатель не вибрирует и соответственно не передаёт вибрацию в салон, разгон более плавный, нет выхлопов.
  3. Он значительно тише автобуса

Контактные сети сейчас находятся в плохом состоянии, раздражает горожан и создаёт опасность, что власть попробует срубить быстрое политическое очко, демонтировав части сети и избавив автомобилистов от того, что они считают странными конструкциями с рогами на дороге. Все эти проблемы происходят из-за плохой контактной сети.

Возьмём, к примеру, стрелки. Сейчас в Москве (прим. degrad.ru — и Севастополе) установлены механические стрелки. Троллейбус должен проезжать их со скоростью не более 5км/ч, и ровно в момент, когда рога (штанги) находятся на стрелке, водитель должен нажать или отпустить педаль газа — таким образом она переключается.
Так как стрелки на дороге не видно, троллейбус сбрасывает скорость до 5км/ч в самых непредсказуемых местах, раздражая автомобилистов.

В нормальной системе стрелка радиоуправляемая, водитель переключает её заранее и проходит на скорости 60км/ч. В России такая система существует в Вологде, выглядит она так (указатель показывает, куда в данный момент направлена стрелка)

Говорят, когда в Вологде отремонтировали контактную сеть, то водители маршруток не понимали, что происходит и почему троллейбусы везде стали их обгонять. Стоимость этих элементов совершенно не заоблачная, это легко можно реализовать.

Примерно так же можно решить проблему низкой скорости на поворотах, всё это приведёт и к снижению энергопотерь внутри сети (что сейчас является главным аргументом против троллейбусов).

А вот троллейбус в Риге, посмотрите, как лихо он входит в повороты:

Четкое разделение между троллейбусом и автобусом это одна из наших особенностей. У нас даже дизайн кузова для троллейбусов все время был уникальным, когда как в Европе троллейбусы делали те же компании, что и автобусу и отличались они только двигателем. Но иногда у нас встречаются автобусы с рогами. Забавный случай произошел в 87 году, когда в Москве закупили большую партию автобусов Икарус-280 и 283 с бракованными двигателями, что делало невозможным нормальную эксплуатацию. Тогда их отправили на СВАРЗ, где сняли дизели, поставили электродвигатели и перекрасили аппараты в синий цвет. Почти все модифицированные Икарусы поступили в Филёвский автобусно-троллейбусный парк (ФАТП), на маршрутах которого работали вплоть до начала двухтысячных и были списаны исключительно по причине старения.

Такие троллейбусы пугали неподготовленных пассажиров, ведь при всем сходстве, троллейбусная система всегда была автономной от автобусной. Бывало на одной остановке можно было встретить троллейбус и автобус одного номера, которые ходили по совершенно разным маршрутам.

Но сегодня грань между троллейбусом и автобусом стирается. Троллейбусы получили автономные двигатели и теперь могут вообще передвигаться от остановке к остановке без контактной сети. Конечно, мы не предлагаем пока покупать такие троллейбусы для Москвы, они еще слишком дороги.

Например с мая 2013 года пассажиры Женевы получат в свое распоряжение новый троллейбус без контактных линий электропередач, который будет подзаряжаться на остановках. Если он выдержит испытания, то получит право ездить в Цюрихе и Люцерне. Новые высокотехнологичые троллейбусы будут автоматически подзаряжаться на конечных остановках в течение 3 минут и на промежуточных – за 15 секунд. Подробнее про новые троллейбусы можно прочитать здесь.

А вот такие троллейбусы будут ходить в Саудовской Аравии и Эмиратах. Там понимают, что за троллейбусами будущее ;) Такой троллейбус Viseon имеет блину 20 метров и вместимость — 120 пассажиров. Поскольку температура воздуха в Эмиратах часто зашкаливает за +50°С, на машинах будут стоять двойные тонированные стекла, особо мощные кондиционеры и «воздушные завесы» возле дверей.

Троллейбус незаменим в современном городе, просто его надо сделать удобным.

По материалам Ильи Варламова.

         
  1. Имя Пользователя 07.03.2013 в 15:50   #      

    Классные троллейбусы, жаль нам далеко до таких =(

  2. Имя Пользователя 06.05.2014 в 1:15   #      

    Супер-троллейбусы, супер-дороги. Да, нам, к сожалению, далеко до таких — практически как до Марса. Я работаю на троллейбусе уже 10 лет в Житомире: работаем на ЗИУ-9, на этих гробах 70-х годов выпуска и ездим по конченным дорогам, точнее их вообще нет — одни направления. И та же старая контактная линия, которая часто сама падает на дорогу от старости, а падает она сволочь обязательно на иномарку или обрывается башмак — а водитель — плати из собственного кармана. А за радиоуправляемые скоростные стрелки — я вообще молчу — обо всём этом остаётся только мечтать.