Контактная сеть троллейбуса09.01.2013, 12:16 |
(По материалам Ильи Варламова и Максима Каца). Сегодня будем говорить про троллейбус. «Но троллейбус это же так неудобно!» — скажете вы. Он медленный, ему мешают припаркованные третьим рядом машины, он тормозит непонятно где… почему бы просто не закупить побольше автобусов и не спилить эти адские провода? Все эти претензии совершенно обоснованны, но виноват в них не троллейбус, а мэрия (прим. degrad.ru — мэрия Москвы), которая вместо того, чтобы своевременно обновлять инфраструктуру и поддерживать её в современном состоянии, совершенно забила на обновления. В результате контактная сеть сейчас эквивалентна просёлочной дороге, это соответствующим образом влияет на скорость проезда и потери энергии. Если в таком состоянии сравнивать систему с новыми автобусами, которые ездят по хорошим дорогам, то она, конечно, проиграет. А вообще нормальный троллейбус ездит так же быстро как автомобили и разгоняется быстрее автобуса. Вот посмотрите, например, как работает троллейбус в Цюрихе В Цюрихе я первый раз увидел хорошую троллейбусную систему. И так удивился, что целый день там катался :) Очень необычно ездить в троллейбусе, который нигде кроме остановок не тормозит, ходит почти бесшумно, по размеру длиннющий и при этом вписывается в крутые повороты узких улочек Чем же вообще троллейбус хорош?
Контактные сети сейчас находятся в плохом состоянии, раздражает горожан и создаёт опасность, что власть попробует срубить быстрое политическое очко, демонтировав части сети и избавив автомобилистов от того, что они считают странными конструкциями с рогами на дороге. Все эти проблемы происходят из-за плохой контактной сети. Возьмём, к примеру, стрелки. Сейчас в Москве (прим. degrad.ru — и Севастополе) установлены механические стрелки. Троллейбус должен проезжать их со скоростью не более 5км/ч, и ровно в момент, когда рога (штанги) находятся на стрелке, водитель должен нажать или отпустить педаль газа — таким образом она переключается. В нормальной системе стрелка радиоуправляемая, водитель переключает её заранее и проходит на скорости 60км/ч. В России такая система существует в Вологде, выглядит она так (указатель показывает, куда в данный момент направлена стрелка) Говорят, когда в Вологде отремонтировали контактную сеть, то водители маршруток не понимали, что происходит и почему троллейбусы везде стали их обгонять. Стоимость этих элементов совершенно не заоблачная, это легко можно реализовать. Примерно так же можно решить проблему низкой скорости на поворотах, всё это приведёт и к снижению энергопотерь внутри сети (что сейчас является главным аргументом против троллейбусов). А вот троллейбус в Риге, посмотрите, как лихо он входит в повороты: Четкое разделение между троллейбусом и автобусом это одна из наших особенностей. У нас даже дизайн кузова для троллейбусов все время был уникальным, когда как в Европе троллейбусы делали те же компании, что и автобусу и отличались они только двигателем. Но иногда у нас встречаются автобусы с рогами. Забавный случай произошел в 87 году, когда в Москве закупили большую партию автобусов Икарус-280 и 283 с бракованными двигателями, что делало невозможным нормальную эксплуатацию. Тогда их отправили на СВАРЗ, где сняли дизели, поставили электродвигатели и перекрасили аппараты в синий цвет. Почти все модифицированные Икарусы поступили в Филёвский автобусно-троллейбусный парк (ФАТП), на маршрутах которого работали вплоть до начала двухтысячных и были списаны исключительно по причине старения. Такие троллейбусы пугали неподготовленных пассажиров, ведь при всем сходстве, троллейбусная система всегда была автономной от автобусной. Бывало на одной остановке можно было встретить троллейбус и автобус одного номера, которые ходили по совершенно разным маршрутам. Но сегодня грань между троллейбусом и автобусом стирается. Троллейбусы получили автономные двигатели и теперь могут вообще передвигаться от остановке к остановке без контактной сети. Конечно, мы не предлагаем пока покупать такие троллейбусы для Москвы, они еще слишком дороги. Например с мая 2013 года пассажиры Женевы получат в свое распоряжение новый троллейбус без контактных линий электропередач, который будет подзаряжаться на остановках. Если он выдержит испытания, то получит право ездить в Цюрихе и Люцерне. Новые высокотехнологичые троллейбусы будут автоматически подзаряжаться на конечных остановках в течение 3 минут и на промежуточных – за 15 секунд. Подробнее про новые троллейбусы можно прочитать здесь. А вот такие троллейбусы будут ходить в Саудовской Аравии и Эмиратах. Там понимают, что за троллейбусами будущее ;) Такой троллейбус Viseon имеет блину 20 метров и вместимость — 120 пассажиров. Поскольку температура воздуха в Эмиратах часто зашкаливает за +50°С, на машинах будут стоять двойные тонированные стекла, особо мощные кондиционеры и «воздушные завесы» возле дверей. Троллейбус незаменим в современном городе, просто его надо сделать удобным. По материалам Ильи Варламова. |
Классные троллейбусы, жаль нам далеко до таких =(
Супер-троллейбусы, супер-дороги. Да, нам, к сожалению, далеко до таких — практически как до Марса. Я работаю на троллейбусе уже 10 лет в Житомире: работаем на ЗИУ-9, на этих гробах 70-х годов выпуска и ездим по конченным дорогам, точнее их вообще нет — одни направления. И та же старая контактная линия, которая часто сама падает на дорогу от старости, а падает она сволочь обязательно на иномарку или обрывается башмак — а водитель — плати из собственного кармана. А за радиоуправляемые скоростные стрелки — я вообще молчу — обо всём этом остаётся только мечтать.