Фирменшильд

Статья Андрея Назаренко об архитектуре и вывесках.

Хорошая архитектура состоит из методов проектирования, из удачных решений, которые и составляют качественный процесс проектирования. К таким решениям относится, например, определённая высота подоконника — у окна можно удобно разместить письменный стол или кухонные тумбы. Эти «правила хорошего тона» нигде не нормированы, но именно их наличие и количество и делает проект качественным. Не потому, что так нужно с точки зрения техники безопасности, а просто потому, что так лучше, удобнее. Большинство методов описаны и они привычны для всех архитекторов, они складываются, словно большой конструктор, и их качество и количество непосредственно влияют на качество проекта. Чем больше задач имеют удачные решения — тем лучше.

Я хочу рассказать об одном очевидном методе, к которому пришёл года два назад. Я условно назвал его «Фирменшильд» (с нем. Firmenschild — вывеска; рекомендую не пытаться прочесть слово по-английски во избежание зависания :-). Проблема: при проектировании торговых помещений, или даже торговых центров, архитектор забывает об одной очень важной вещи — о вывесках. Наиболее часто приходится наблюдать подобную непроработанность в жилых зданиях, где торговые помещения располагаются на первых этажах. Отсутствие проработанного места под вывеску (а зачастую места нет никакого) рождает разные негативные последствия — от уродливых входных групп, которые, словно лишайники, обрастают здания и в 99% случаев вступают в жёсткое противоречие с обликами этих зданий; до вывесок на балконах, которые радуют своим неоновым сиянием спящих обитателей выше находящихся квартир.

Например, вот:
уродливые вывески

улица с неэстетичными вывесками

Решение пришло ко мне во время просмотра конкурсного альбома архитектурного конкурса Gdańska kamieniczka XXI wieku, который проходил в Польше в 2005 году. Альбом попал ко мне чудесным мистическим образом именно тогда, когда был очень нужен. Листая альбом и изучая фасады старых гданских камениц (каменных зданий), я не мог не обратить внимание на то, что на многих фасадах присутствовала полоса с надписью «Firmenschild».
Firmenschild
Firmenschild
Изображения пересняты с 36-й и 40-й страницы конкурсного альбома.

Франкфуртский архитектор Крэмэр в проекте предвидел, что помещения первого этажа будут использованы под торговую функцию и зарезервировал на фасаде место для вывески. Немного больше ста лет назад архитектор мог предвидеть такую понятную вещь, и поэтому (в чём я почти уверен) фасад сохранил свой исторический облик. И это не просто идея одного архитектора, это повсеместно применяемая практика неопределённых территориальных и временных масштабов (лично замечал во Львове, в Вене, в Дрездене).

Теперь на всех своих проектах я стараюсь предусмотреть место под размещение вывески. Например, вот:
место под размещение вывески

Фирменшильд учитывает главные пропорции фасадов, контур построен тем же методом, что и арки.
Представим, что здесь располагается офис Фейсбука:
Представим, что здесь располагается офис Фейсбука

Ещё один пример: торговые помещения предусмотрены, но внушительную площадь отнимает лестничная площадка. Закономерно, что владелец решил немного изменить вход. Как было раньше: вместо фирменшильда была красиво изогнутая газовая труба, что автоматически накладывало ограничения на установку вывески, хотя по проекту все помещения первого этажа торговые:
вместо фирменшильда была красиво изогнутая газовая труба

Эскиз:
Эскиз

Ценность такого решения, кроме очевидного сохранения гармонии, в сохранении исторического облика архитектурного пространства. Почему бы, например, не начать создавать брендбуки фасадов зданий? Это намного лучше защищает исторический облик зданий, чем современные методы, среди которых, например, слежение на приемлемым внешним видом дома комитетом жителей этого дома (видел в Чехии).

Предвижу комментарии: фирмы с квадратным логотипом (Эпл, Делл, Лего…) будут по-дурацки смотреться на длинных фирменшильдах, а многие вообще в обязательном порядке переделывают весь вход. Но главная мысль: архитектура не может подстраиваться под дизайн вывесок, так как она менее гибка. Двигаться нужно от общего к частному.

Автор статьи — :-)Андрей Назаренко

         

Войдите, чтобы ответить: Вконтакте  Facebook  Яндекс  Google  Mail.ru  OpenID